Константин
МАРКУС


Главная
Контакты
Портфолио
Проекты
Постройки
Планы
Разрезы
ПУБЛИКАЦИИ
Исследования
Научные работы
Путешествия
Статьи
галерея
Рисунки
Фотографии
Акварель
Тушь

 


С в е т л а н а Р е г а м э
К о н с т а н т и н М а р к у с
Вологда. Проблемы преобразования исторического центра
( Архитектурный Вестник № 6 ( 3 9 ) 1 9 9 7 )
Загрузить в *.pdf, 750 кБ.


К о н с т а н т и н М а р к у с
Идея и место - антиподы?
Из категории «вечных» проблем
(Архитектурный Вестник № 2 ( 5 3 ) 2 0 0 0 )
Загрузить в *.pdf, 750 кБ.


Светлана Регамэ, Наталья Усова 

 «Комплексная методика проверки сочетания новой и сложившейся застройки».

Она опубликована в статьях и монографиях, применялась во многих городах, начиная с Таллинна. В последние годы началось ее применение и в Москве.

Методика основана на применении фотограмметрических методов и фототеодолита, сочетающего в себе качества фотоаппарата высокой точности и теодолита. Для проверки сочетания проектируемого здания с существующей застройкой или памятниками архитектуры выбираются точки его восприятия на основании градостроительного анализа ситуации (отличий от общепринятого метода выбора точек восприятия почти нет). Но съемка панорам городского ландшафта с выбранных точек его визуального восприятия производится не обычным фотоаппаратом, а с помощью фототеодолита. При этом точка съемки и снимок точно фиксируется в пространстве. Благодаря этому, а также особенностям высокоточного объектива фототеодолита, полученные снимки обладают измерительными свойствами.

Затем составляется цифровая модель проектируемого объекта, включающая основные габаритные точки, по которым можно получить пространственное изображение этого объекта. Расчеты выполняются на компьютере по строгим математическим зависимостям. На фототеодолитной панораме строится перспективное изображение проектируемого здания ( в основном используются компьютерные построения). Точность построений проверена: за годы применения методики - многие проверявшиеся здания уже построены. Они выглядят практически точно так, как выглядели на снимках

Наибольшие возможности оптимизации процесса получения достоверных изображений проектируемого объекта открываются при использовании систем компьютерного 3D моделирования (в частности, механизм заложен в программу 3D Studio MAX) в сочетании с фотограмметрической съемкой.

Область применения предлагаемой методики достаточно велика. Это, во-первых, проверка сочетания проектируемых зданий со сложившейся застройкой и их влияния на восприятие памятников архитектуры и городского ландшафта. Такие работы выполнялись многих городов. В Москве произведены проверки сочетания ряда проектируемых зданий и комплексов с окружающей застройкой, в том числе зданий в Ермолаевском переулке, на Софийской набережной, на Таганке, Покровке, Ордынке, Остоженке и др.

В необходимых случаях перспективное изображение на фототеодолитном снимке может быть изменено и соответственно путем расчетов откорректированы ортогональные проекции проверяемого здания.

Методика может быть применена и для проверки крупных градостроительных решений – проектов детальной планировки, конкурсных проектов центра или отдельных его фрагментов.

В городах со сложным рельефом, с амфитеатральным построением, с большими открытыми перспективами методика может быть применена для определения высоты новой застройки, не нарушающей условия восприятия памятников – акцентных элементов композиции.

Фототеодолитные панорамы или отдельные снимки могут служить пространственной подосновой для проектирования пространственной композиции города, его районов, отдельных ансамблей, фрагментов застройки, отдельных зданий. Особо следует остановиться на проектирования отдельных зданий на фототеодолитных снимках как на пространственной подоснове. Целесообразность применения этого метода заключается,  во-первых, в том, что автор, рисуя перспективное изображение проектируемого сооружения на фототеодолитном снимке, сразу представляет себе, как оно будет выглядеть после его осуществления (и именно так, как его будут воспринимать люди). Во-вторых, когда мы имеем дело с застройкой в историческом центре или районах размещения ценного историко-культурного наследия, автору не надо подробно разрабатывать все проектные материалы, чтобы в результате получить замечания от инстанций, отвечающих за сохранение историко-культурного наследия, и, возможно, вносить значительные исправления или переделывать проект. Перспективные изображения на снимках могут быть представлены на предварительное рассмотрение и, после получения одобрения этих инстанций, проект может разрабатываться без опасения дальнейших осложнений с согласованиями.

Затем, учитывая то, что снимок обладает измерительными свойствами, на компьютере рассчитываются координаты основных габаритных точек проектируемого, т.е. нарисованного на этом снимке здания. Это позволяет получить его ортогональные проекции и конфигурацию его плана.

Таким образом, в процессе проектирования производится некая содержательная инверсия: сначала происходит поиск образа сооружения в реальной перспективе на реальном снимке, который можно обмерить, и как результат – просчитать реальные габариты проектируемого здания, затем - прорисовка фасадов и планов. После этого со всех остальных точек восприятия проектируемого здания выполняются проверочные построения. Если возникает потребность  в коррективах, они, также путем расчетов, переносятся на исходный снимок.

Таким образом, применение Комплексной методики позволяет:

  • осуществлять точную проверку сочетания проектируемых сооружений и комплексов с существующей застройкой и памятниками архитектуры;

  • корректировать на снимках предлагаемые решения с переносом результатов в ортогональные проекции;

  • определять высоту новой застройки, безопасной для композиционной роли памятников-доминант (для единого визуального бассейна);

  • использовать фототеодолитные панорамы в качестве пространственной подосновы для проектирования, начиная с крупных градостроительных объектов, и кончая отдельными зданиями.

(В данных примерах были использованы проекты архитектора К.Б.Маркуса (рис а1-а6 – офисное здание на ул. Покровка, рис. б1-б2 – реконструкция ресторана на Остоженке, рис. С1 – жилой дом в Калуге).

Не принципиально, в какой программе была создана 3D модель – главное, чтобы она была корректной. В качестве примера была использована модель ArchiCAD. Она импортировалась в программу 3D Studio MAX, и с ней были проведены те же операции (рис. в-1 и в-2).

 


Copyright 2005 All rights reserved Архитектор Константин борисович Маркус
ИнформагентствоСА "Архитектор"©
www.architektor.ru
Свидетельство о регистрации  ПИ №1-00331 и ПИ №1-00332 Министерства РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций
webdesign Екатерина Чугунова

Rambler's Top100